мы в сми. газета "казанские ведомости", прокол при гайморите

Нужно ли делать прокол при гайморите

Всех страдающих таким распространенным заболеванием как гайморит тревожит вопрос прокола. Не будет ли при этом методе лечения каких-то нежелательных последствий? А что думают об этом врачи? О проколе, а также о самом гайморите и его лечении корреспондент газеты «Казанские Ведомости» поговорили с заведующей лор-отделением ГКБ №16 врачом-оториноларингологом Екатериной Лаптевой.

- Екатерина Игоревна, каковы симптомы гайморита? Как понять, что это не обычный насморк?

- Гайморит  - это заболевание, которое является осложнением обычного насморка. Его симптомы – головная боль, выделения из носа желтого или зеленого цвета, которые могут сопровождаться неприятным запахом. Боль в области верхнечелюстных и лобных пазух. Боль и чувство распирания при наклоне головы вперед, при накусывании в области верхнечелюстных пазух в проекции верхних зубов. Боль при наклонах головы, наполнении пазух.

- Каковы осложнения этого заболевания?

- Реактивный отек щеки со стороны пазухи, пораженной гайморитом. Могут быть такие грозные осложнения, как флегмона орбиты – нагноение глаза, менингит.

- В чем причины гайморита?

- Гайморит подразделяется на острый и хронический. Острый  - это осложнение банального насморка. Которое развивается по причине выраженного отека в полости носа, затруднения оттока из верхнечелюстных пазух и, соответственно, нагноения слизи. При хроническом гайморите наблюдается обострение этого процесса и воспаление сопутствующих нагноений при простуде, неблагоприятных условиях, отеке в носу.

- В каких случаях встает вопрос о проколе?

- Когда идет тотальное заполнение пазухи, отсутствует отток из естественного соустья, нет положительной динамики при консервативном лечении. И тогда пациенту предлагается сделать прокол, чтобы очистить пазуху и восстановить дренажную функцию.

- А сколько времени нужно для того, чтобы оценить эффективность консервативного лечения?

- 5 – 7 дней. Если по истечении этого времени нет никакого улучшения состояния либо отрицательная динамика, встает вопрос о проколе.

- Как делается процедура? Сколько времени она занимает?

- Процедура прокола длится 5 – 10 минут. Она делается под местной аппликационной анестезией. Вначале в нижний носовой ход минуты на три ставится анемизация с сосудосуживающим средством – снятие отека и обезболивание. Вводится раствор 10% лидокаина, при условии, что у пациента нет на него аллергии, или другого анальгетика. Затем специальной иглой (иглой Куликовского) мы делаем пункцию и уже через иглу с канюлей промываем пазуху растворами антисептиков.

- Это болезненная процедура?

- Нет. Конечно, она довольно неприятная. При промывании жидкостью полностью заполненной пазухи появляется чувство распирания, небольшой ломоты. Но резкой боли нет.

- Каковы преимущества и недостатки этого метода лечения?

- В интернете очень много мифов о пункции.  Например, пишут, что, если человек сделал прокол один раз, ему потом придется делать его всю жизнь. Но это утверждение не имеет под собой никаких оснований. Человек может сделать прокол один раз и больше не возвращаться к этой процедуре. При хроническом гайморите, если естественное соустье закрыто полипозной тканью или отеком, при каждом насморке может вставать вопрос о пункции, но не потому, что она была сделана однажды.

- Могут ли быть какие-то нежелательные последствия прокола?

- Нет. Конечно, может быть осложнение в виде щечной пункции, когда раствор попадает под кожу. Но в этом нет ничего особенно страшного – на следующий день отек спадает. И такая ситуация возможна только в том случае, если была выбрана не совсем верная техника.

- Может ли процедура «кукушка» быть альтернативой прокола? Достаточно ли она эффективна при тяжелых формах заболевания?

- Это часть консервативного лечения. «Кукушка» представляет собой промывание полости носа раствором антисептиков. Это достаточно хороший, действенный метод. Но при тяжелых формах заболевания «кукушка» не эффективна. Противопоказанием к ней является отит. Потому что при «кукушке» можно нагнать в уши ту жидкость, которой проводится промывание, вместе с присутствующей в ней инфекцией. Поэтому если параллельно с гайморитом есть отит, лучше сделать прокол.

- Есть ли какие-то альтернативы проколу?

- Тем, кто не хочет делать пункцию, мы предлагаем такую процедуру, как Ямик-катетер. Это промывание носа через катетер. Которое стимулирует естественное соустье и пазуху к естественному очищению. Но это еще более  неприятная процедура, чем прокол. К тому же нет гарантии, что она окажется эффективной. При нежелании делать пункцию может быть назначена также гормонотерапия.

-  Есть ли какие-то противопоказания к проколу?

- Это различные свищи из верхнечелюстной пазухи - отверстия между пазухой и зубом или же щекой. Потому что при их наличии жидкость, вводимая при пункции, может попасть в щеку или зуб. Еще одно противопоказание –  радикальные операции на околоносовых пазухах, сделанные недавно, до полугода назад. Так как в этом случае жидкость может пойти в глаз, щеку или лоб.

- Каков процент людей, страдающих гайморитом, которым делают прокол?

- На сегодняшний день – это примерно процентов 8. Проколов делается немногим, потому что на данный момент разработано много действенных методов консервативного лечения. Хорошие антибиотики, хорошие лекарственные препараты, различные эффективные способы промывания, гормональная и противоотечная терапии.

- Что Вы можете порекомендовать для профилактики гайморита?

- При насморке с сильной заложенностью носа использовать сосудосуживающие капли не более 5 дней. Через 5 – 10 минут после их применения, когда сойдет отек, промывать нос солевыми растворами. Идти к врачу при отсутствии эффективности самолечения в течение 3 – 5 дней (потому что банальный насморк через это время, правило, сходит на нет).

КСТАТИ

Гайморит – очень распространенное заболевание. 45 – 50 % людей, обращающихся к оториноларингологам по неотложной помощи, страдают именно им.

Мария КОРОТКОВА

источник https://kazved.ru/news/health/03-03-2020/nuzhno-li-delat-prokol-pri-gaymorite-5726534